Время работы: Понедельник - Пятница - 10:00 - 21:00, Суббота - 11:00 - 14:00
Обучение психологов

Программа обучения

Федерация Психологов-Консультантов России

Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт)

Интернет-консультирование: базовый курс

Авторская программа президента Федерации Психологов-Консультантов России, кандидата психологических наук, академика Московской Академии Социального Образования Меновщикова Виктора Юрьевича

Москва, 2016

 

Автор и составитель программы: кандидат психологических наук, доцент, академик В.Ю. Меновщиков

Общее количество часов:  72 часа

Цель курса – формирование базовых представлений и навыков психологического консультирования в сети Интернет (асинхронными и синхронными способами)

Знания и умения, которые должен получить слушатель в результате обучения:

Сформировать представление о дистантном психологическом консультировании, учитывающее современные тенденции в этой области психологической практики. Ознакомиться с целями и задачами психологического консультирования в сети Интернет; роли личности клиента и консультанта в дистантном консультировании. Получить сведения о критериях диагностики психического состояния клиента на дистанции. Овладеть навыками проведения консультативной работы асинхронными и синхронными способами. Ознакомиться с консультативными техниками, направленными на работу с клиентами в сети Интернет (техники эмпатического слушания и письма, уточнения, перефразирования, цитирования, резюмирования, конфронтации и т.п.)

Аннотация курса.

В предлагаемом курсе рассматриваются различные концепции психологического консультирования в сети Интернет, разбираются диагностические критерии оценки психического состояния клиента на дистанции и представляемой им проблематики, изучаются базовые консультативные и психотерапевтические техники для работы с лицами, обращающимися за помощью посредством Интернет. 

Программа построена на индивидуальной работе с обучающимися, направленной на определение их профессиональной позиции, проработку личных проблем и реакций на проблемы клиента. Обучающиеся также получают возможность тренинга базовых консультативных и терапевтических навыков (построение терапевтических отношений на дистанции, эмпатическое слушание и письмо, нейтральная безоценочная позиция и т.п.).

Содержание курса

Курс состоит из четырех разделов:

  1. Введение в дистантное психологическое консультирование.
  2. Интернет-консультирование в реальном  времени.
  3. Интернет-консультирование через чат.
  4. Асинхронное психологическое консультирование.

 

Раздел 1. Введение в дистантное психологическое консультирование

 

Тема 1.  Содержание и история дистантного психологического консультирования

Предмет дистантного психологического консультирования, основные дефиниции. Психологическое консультирование и психотерапия: сходство и различия. История возникновения консультирования на дистанции. Тенденции развития консультирования и психотерапии. Разные виды консультирования на дистанции: телефонное консультирование, консультирование через обычную почту, типы психологических услуг в Интернет. Информационные ресурсы (в т.ч. определенные виды услуг), гиды самоусовершенствования, психологическое тестирование и оценка; помощь в решении войти в терапию; психологическое консультирование через электронную почту или форум; консультирование в реальном времени через чат, веб-телефонию или видеоконференции).

Мифы и реальности психологического консультирования в сети интернет. Плюсы и минусы дистантного консультирования.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

  1. Знакомство с отечественными интернет-ресурсами, предлагающими информирование по психологическим вопросам, диагностику на дистанции и психологическое консультирование.
  2. История консультирования и психотерапии в письмах (работы М.Е. Бурно, В.Л. Леви).

 

Рекомендуемая литература: основная  [1, 2, 4, 5]; дополнительная [1, 3, 4, 5]

 

Тема 2. Этические принципы и стандарты оказания услуг в сети Интернет

 

Личность клиента и консультанта в онлайн консультировании. Этические принципы охраны психического здоровья и стандарты оказания услуг онлайн.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

  1. Этические кодексы и стандарты психологических ассоциаций.

 

 

Рекомендуемая литература: основная  [2, 4]; дополнительная [14],

 

 

 

Раздел 2. Интернет-консультирование в  реальном  времени

 

 

 

Тема 3. Консультирование в реальном времени через веб-телефонию или  в режиме видеоконференции.

 

 

Консультирование в реальном времени через веб-телефонию или в режиме видеоконференции;

Оборудование для веб-телефонии и проведения консультирования посредством видеоконференций. Сходство и различия с консультированием «лицом к лицу».

Телефоны Доверия и Телепсихология.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

  1. Преимущества синхронного интернет-консультирования.
  2. Установка телефонных и видеосоединений через интернет.

 

Рекомендуемая литература: основная  [2, 3, 4]; дополнительная [11]

 

 

Раздел 3. Психологическое консультирование с использованием чат-технологий ( ICQ и т.п.)

 

 

Тема 4. Психологическое консультирование с использованием чат-технологий ( ICQ и т.п.)

 

Сходство и различия консультирования через чат с традиционным консультированием. Преимущества и недостатки. Построение диалога в чат- консультировании. Самопредставление клиента и консультанта. Требования, предъявляемые к обратной связи. Эмпатическое «слушание» через текст.

Приемы консультирования в чат-режиме и использование ICQ и др..  Особенности работы с различными категориями клиентов. Типичные ошибки консультанта.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

  1. Сопоставление преимуществ и недостатков психологического консультирования «лицом к лицу» и на дистанции.
  2. Проведение диалога с клиентом в консультации через чат.

 

Рекомендуемая литература: основная  [3, 4]; дополнительная [10]

 

 

 

Раздел 4. Асинхронное психологическое консультирование

 

 

Тема 3.  Стадии и приемы асинхронного психологического консультирования

 

Стадии психологического консультирования. Наиболее часто предъявляемые проблемы клиентов. Диагностика состояния клиента на дистанции (через текст). Ориентации клиентов и «мифология» клиента. Приемы и методы психологического консультирования в сети. Контрактирование в асинхронном режиме. Нерефлексивные и рефлексивные приемы консультативной работы в асинхронном консультировании. Уточнение, перефразирование, резюмирование. Конфронтация. Интерпретация. Завершение консультирования в асинхронном режиме.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

  1. Сопоставление стадий психологического консультирования и консультативных приемов применяемых на каждой стадии асинхронного консультирования.
  2. Выбор диагностических категорий кризисного состояния клиента в тексте письма.

 

Рекомендуемая литература: основная  [1, 2, 4]; дополнительная [6, 7, 8]

 

 

 

 

 

  1. Литература

 

Основная литература:

 

  1. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. - М., 2002.
  1. Меновщиков В.Ю.  Введение в психологическое консультирование М.: «Смысл», 2002
  2. Меновщиков В.Ю.  Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями М.: «Смысл», 2002
  3. Меновщиков В.Ю.  Психологическое консультирование в сети Интернет. М., 2007 (Флогистон.ру)
  4. Меновщиков В.Ю.  Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете. М. ФПК-Институт, 2015.
  5. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 1999.

 

 

 

 

Дополнительная литература:

 

  1. Айви А., Айви М., Саймэк-Даунинг Л.  Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. Практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2000.
  2.  Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., МГУ, 1984.
  4. Жичкина А., Белинская Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. Опубликовано 14.02.1999 г. на http: //flogiston.ru/articles/netpsy/strategy.
  5.  Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. Опубликовано 14.02.1999 г. на http: // flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
  6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
  7. Леви В.Л. Разговор в письмах. М.: Советская Россия, 1982.
  8. Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая переписка // Психологическая помощь в меняющемся мире. Материалы II Международной конференции психологических служб и Телефонов Доверия. Пермь, 1995.
  9. Меновщиков В.Ю. Особенности дистанционного консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 1 / 1997.
  10. Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов. // Вопросы психологии. №1, 1999.
  11.  Меновщиков В.Ю.  Новые возможности семейного консультирования и психотерапии в сети интернет – Е-терапия //Психологические проблемы современной семьи. Материалы Третьей Международной Научной Конференции. Часть 2. Москва 16-18 октября 2007
  1. Меновщиков В.Ю. Состояние и перспективы исследований консультирования и психотерапии в сети интернет //  Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С.57-63.
  2. Меновщиков В.Ю. Дискурс в дистантном консультировании и психотерапии // Вопросы психологии.2008. № 6. С.87-95.
  3. Меновщиков В.Ю. Многомерная модель дискурса интернет-консультирования // Вопросы психологии. 2009. №1. С.97-103.
  4. Меновщиков В.Ю. Супервизия и коучинг в Интернет: достоинства и ограничения применения новых компьютерных технологий в многомерном подходе //  Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ. 2009. № 26. С.62-65.
  5. Меновщиков В.Ю. Консультирование и психотерапия в сети Интернет: «За» и «Против» //  Психологический журнал. 2010. № 3.
  6. Меновщиков В.Ю. Взаимосвязи элементов консультативной системы и результативности дистантного консультирования //  Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ. 2010. №  С.51-54.
  7. Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. № . С.78-84.
  1. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.
  2. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Моск. психотерапевтический журнал.-1992 - №2.- С.19.
  3. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. Опубликовано 14.02.1999 г. на http: //flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko.
  4. American Psychological Association. (1997). Services by telephone, teleconferencing, and lnternet: A statement by the Ethics Committee of the American Psychological Association [online]. Available (February, 1999): http://www.apa.org/ethics/stmnt01.html

ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ ПО SKYPE, E-MAIL, и в форуме на сайте

Компания PsyOnLine занимается проведением психологических консультаций по skype.